Материалы к урокам литературы в 9 классе


 

Фонохрестоматия

к учебнику В.Я. Коровиной "Литература. 9 класс"

 

Открыть


 

 

 

"Слово о полку Игореве"

Скачать
Тест. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы
. М.В. Ломоносов. На день восшествия....
Adobe Acrobat документ 354.9 KB

Г.Р. Державин

 

      Гавриил Романович Державин, поэт 18 века, представитель русского классицизма, в своем творчестве развивает традиции, заложенные    М.В. Ломоносовым. В своих одах, как и следовало в эпоху классицизма, он должен был прославлять великих людей своей эпохи: правителей, вельмож, полководцев. Однако Державин вносит изменения в классическую оду. В его произведениях происходит смешение стилей речи и появляется сатирическая направленность.

"Властителям и судиям"

 

 История создания

      С 1786 по 1788 годы Державин служит губернатором в Тамбовской губернии. Как и на другой службе, здесь он проявлял активную деятельность, пытался многое изменить в существующих порядках края. Но вскоре понимает, что местным вельможам его преобразования мешают, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, и была им написана гражданская ода «Властителям и судиям».

 

     За основу этого произведения Державин взял написанное ранее стихотворение на библейскую тему, которое называлось «Псалом 81».

 

      Псалом – это библейская песня, обращенная к богу. Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.

 

     Державин переложил древнее произведение на современный язык, наполнил обличительным содержанием и дал стихотворению новое название: «Властителям и судиям».

 

  Основные темы и идеи стихотворения

       Опираясь на библейский текст, автор говорит о современной жизни Российского государства. В его родной стране происходит безнаказанное нарушение законов, слабые угнетаются, неправда и зло торжествуют, а искать справедливости негде. Остается уповать только на бога, лишь он сможет навести порядок в стране. А если Господь спросит у правителей, как они вершат установленные им законы?

 

Восстал всевышний бог, да судит

 Земных богов во сонме их;

 Доколе, рёк, доколь вам будет

 Щадить неправедных и злых?

 Ваш долг есть: охранять законы,

 На лица сильных не взирать,

 Без помощи, без обороны

 Сирот и вдов не оставлять.

 Ваш долг: спасать от бед невинных,

 Несчастливым подать покров;

 От сильных защищать бессильных,

 Исторгнуть бедных из оков.

 

     Автор перечисляет такие нормы правления в стране, которые не вызывают сомнения: так должно быть в каждом государстве. Но так ли происходит на деле?

 

 Не внемлют! Видят — и не знают!

 Покрыты мздою очеса:

 Злодействы землю потрясают,

 Неправда зыблет небеса.

 

     Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, остаются все-таки людьми, а не всемогущими богами. Поэтому им следует помнить о высшей каре, о том, как они легко нарушали закон справедливости, установленный самим богом. В этом и заключается основная идея стихотворения.

 

 И вы подобно так падете.

 Как с древ увядший лист падет!

 И вы подобно так умрете,

 Как ваш последний раб умрет!

 

     Конечно, это произведение было воспринято как революционная прокламация. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.

 

 Воскресни, Боже! Боже правых!

 И их молению внемли:

 Приди, суди, карай лукавых

 И будь един царем земли!

 

Художественное своеобразие стихотворения

 

     С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам, т.к. в основе его лежит библейский текст. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются такие слова: во сонме; не внемлют; покрыты мздою очеса; их молению внемли. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны...»; «Воскресни Боже! Боже правый!» Благодаря таким приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в правоте поэта.

 

     С другой стороны, это стихотворение направлено на то, чтобы пробудить сознание читателя, вызвать стремление к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, наставлением «властителей».

 

     Каково же значение этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своим стихотворением не собирался вызвать мятеж в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В дальнейшем подобная тема зазвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

 

     Державин в данной оде выступает как новатор: он соединяет старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как это должно быть в оде классицизма, а разоблачает пороки царей и вельмож.


Скачать
Тест
3 варианта
Н.М. Карамзин. Бедная Лиза.pdf
Adobe Acrobat документ 281.2 KB

В помощь учителю литературы

Ведущая - Белова Маргарита Григорьевна, преподаватель кафедры филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

 


Интерактивные тесты

по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"


Тест

по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

(глава 2)

Чичиков у Манилова

 

Далее


Тест

по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

(глава 3)

Чичиков у Коробочки

 

Далее


Тест

по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

(глава 4)

Чичиков у Ноздрёва

 

Далее