Аудиолекции

по русской литературе


Аудиолекции

профессора Санкт-Петербургского государственного университета И.Н. Сухих

Аудиолекция  "Вишневый сад"  А.Чехова. 1903 год

  Чеховская комедия рассматривается как одно из ключевых и переломных произве-дений классической литературы, подводящее итог ХIХ веку и начинающее "Настоящий Двадцатый Век". Описываются принципы драмы: отсутствие центрального персонажа, главного героя, неперсональный характер конфликта, два сюжета, лейтмотивы, символические образы. Комедия понимается как пьеса о человеке в потоке времени, история об утрате Дома, за-дающая формулу человеческого существования в ХХ веке.

 

Аудиолекция  "Мать"  М.Горького. 1906-1907 годы

Главная проблема лекции - сочетание в романе Горького "Мать" социальных и религиозных мотивов. Книга рассматривается как продолжение традиции социально-идеологического романа (в смысле М. Бахтина). Описываются принципы характеристики персонажей, проблемы стиля (метафорическая избыточность). В качестве культурного контекста привлекаются произведения Н.Чер-нышевского, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, В. Кина (роман "По ту сторону"), А. Ахматовой ("Рек-вием"). Пунктирно рассматривается эволюция писателя от "Матери" к "Несвоевременным мыслям".

 

Аудиолекция  "Петербург" А.Белого. 1911-1913 годы

Главная проблема - рассмотрение "Петербурга" как образца, модели символистского романа. Затрагиваются проблемы прототипов, связи романа с историческим временем, способов персонажной характеристики, места романа в "петербургском тексте". Большое внимание уделено стилистике романа: метафоре, звукописи ("звуковым сквознякам"), ритмической организации. Культурный контекст: Е.Замятин, Н.Бердяев, О.Форш, К.Вагинов, В.Набоков.

 

Аудиолекция  "Мы" Е. Замятина. 1920 год

 Главная проблема: "Мы" как жанровая модель романа-антиутопии. Рассматриваются хронотоп и фабула, персонажные характеристики, система ключевых мотивов, способы сочетание социального и любовного конфликтов. Пунктирно прослежена история утопии-антиутопии. Активно используются автокомментарии Замятина. Культурный контекст: Г. Уэллс, А. Богда-нов, Ф. Достоевский, Дж. Оруэлл, А. Солженицын.

 

Аудиолекция "Конармия" И.Бабеля. 1923 -1925 годы

 Главная проблема: рассмотрение "Конармии "как феномена метафорической, орнамен-тальной прозы. Предлагается нетрадиционная точка зрения на состав книги (в нее не должны входить поздние" Поцелуй" и "Аргамак"). Исследуются структура бабелевской новеллы в ее основных разновидностях (традиционная новелла-фабула и новелла-смысл), динамика композиции, специфика пейзажа, формы повествования, сквозной конфликт (очкастый киндербальзам в стане кентавров). Новеллы "Конармии" сопоставляются с газетными корреспонденциями Бабеля и конармейским дневником 1920 г. Культурный контекст: Л. Толстой, Мопассан, М. Зошенко, Ю. Олеша.

 

Аудиолекция "Разгром" А.Фадеева. 1925 -1926 годы

 Предлагается нетривиальный подход: в образцовом произведении социалистического реализма можно увидеть героическую балладу о какой-то войне с экзистенциальной проблематикой, родственной литературе "потерянного поколения". Рассматриваются приемы толстовского психологизма, широко использованные Фадеевым. Выявлена противоречивость характера Левинсона, парадоксальность столкновения красных и белых. Отмечена изменчивость финала, который в первоначальной редакции был более открыт, проблематичен. Культурный контекст: Л. Толстой, М. Булгаков, Н. Гумилев, Н. Тихонов.

 

Аудиолекция "Зависть"  Ю.Олеши. 1927 год

 Главная проблема: конфликт в поэтике романа социальной проблематики и метафорического стиля. Рассматриваются система персонажей, сказочные мотивы и заглавный мотив зависти, поэтика метафорического преображения мира (роман как хрестоматия счастья). Прослежена дальнейшая эволюция писателя, названы причины его творческого кризиса. Культурный контекст: А. Пушкин, Н. Олейников, В. Набоков.

 

Аудиолекция  "Дар"  В.Набокова. 1937-1938 годы

 Спор с представлением об игровой, постмодернистской природе набоковского романа. "Дар"  рассматривается как продолжение и развитие традиции классического русского романа, прежде всего пушкинского "свободного романа". Вставной роман о Чернышевском - тоже не пасквиль, как это принято думать, а драматическое, хотя и не лишенное иронии исследование судьбы "железных забияк", шестидесятников. Роман - один из редких в ХХ веке примеров повествования о счастливом человеке, приятии бытия, благодарности жизни. Набоковская философия "бокового зрения", "благодать чувственного познания"  служит именно этой цели.

 

Аудиолекция  "Двенадцать" А.Блока. 1918 год

(факультативная лекция)

 Поэма рассматривается как символическое произведение, продолжающее и завершающее блоковскую "трилогию вочеловечивания". Анализируются основные принципы поэтики: влияние кинематографа и частушки, система персонажей, цветовая символика, финал и его противоречивые интерпретации.

 

Аудиолекция   Лирика С. Есенина

(факультативная лекция)

 Лирика Есенина рассматривается как художественная система с центральным принципом "зоологического претворения мира", многочисленными метафорическими рядами, масками лирического героя (инок, хулиган, мечтатель), образами "златой Руси " и "Руси советской".

 

Аудиолекции

 Книги ХХ века (проф. Сухих И.Н.)

 

Аудиолекция «Тихий Дон» М.Шолохова. 1925–1940 годы

 Шолоховский роман-эпопея рассматривается на фоне толстовского и классического эпосов, как синтез традиций семейной саги, военной хроники, истории любви и философской притчи. Главный герой романа - казачий Гамлет, мучительно выбирающий свой путь не только между двумя враждующими лагерями, но между добром и злом в трагическую эпоху, когда такой выбор невозможен.

 

Аудиолекция «Доктор Живаго» Б.Пастернака. 1945-1955 годы

 Роман Пастернака рассматривается как «другая проза», книга, соединяющая структурные признаки элитарной «лирической эпопеи» и массовой беллетристики, целью которой являются «судьбы скрещенья» и прямое воздействие на простого, не искушенного в эстетике читателя. Исследуются связь романа с исторической реальностью и его фольклоризм,  характер психологизма, взаимодействие стихов и прозы, развитие отдельных мотивов в «Стихотворениях Юрия Живаго». Живаго - тот поэт, которым хотел бы быть в конце жизни (но, на самом деле, не был) ранний Пастернак. А его роман, как отметил В. Шаламов, продолжил традицию толстовского - ответственного и совестливого - разговора о жизни.

 

Аудиолекция  «Василий Теркин» А.Твардовского. 1941-1945 годы

 «Василий Теркин» - одна из немногих книг о Великой Отечественной войне, созданных во время войны и выдержавших испытание временем. В ней органически и счастливо соединились пушкинская традиция «свободного романа», толстовский образ народной войны, некрасовский интерес к крестьянству. С другой стороны, Твардовскому удается «склеить позвонки» советской и русской истории, создав национальный, обобщенно-возвышенный и одновременно юмористически-домашний, образ общей беды и общего дела. Наряду с заглавным персонажем, полноценным героем романа в стихах оказывается и Автор. Культурный контекст: П. Фло-ренский, П. Боборыкин, И. Бунин.

 

Аудиолекция «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. 1928–1940 годы

 В «Мастере и Маргарите» выделяются три сюжетные линии, три «романа»: роман мастера, ершалаимский роман об Иешуа; московская дьяволиада, роман о Воланде; роман о мастере, история любви героя и Маргариты. Анализируется связь ершалаимского романа с каноническими евангелиями, сквозные мотивы и проблемы, автобиографические мотивы, особенности живописания. В целом книга понимается как роман-миф, одно из главных произведений русской литературы ХХ века.

 

Аудиолекция «Чевенгур» А. Платонова. 1926–1929 годы

 "Чевенгур" рассматривается как уникальное сочетание утопии и антиутопии, абсолютного приятия революции, идущего от раннего Платонова-пролеткультовца, и глубочайшей ее критики, исходящей из невозможности тотального преображения мира. Исследуется композиция романа, строящегося по принципу фрагментарности («танка» как повествовательная единица). В главной сюжетной линии романа выявляется архетип китежской легенды. Культурный контекст: В. Короленко, О. Мандельштам, И. Бунин, Е. Замятин.